воскресенье, 27 марта 2016 г.


Число дел, возбуждаемых по "экономическим" статьям Российского УК, подросло на 22% – таковой показатель находится в отчётности Генеральной прокуратуры, который представлен бизнес-омбудсмену Борису Титову. Двузначная цифра поползет вверх, считают специалисты: захват бизнеса и решение споров посредством правоохранителей продемонстрировали свою результативность – противостоять этому в условиях не сильный надзора со стороны государственных и судебных органов очень трудно, а от такого лакомого куска никто отказываться не планирует.

Мрачная направленность

Как пишет РБК, в прошлом году в первый раз за пару лет увеличилось количество возбужденных уголовных дел по "экономическим" статьям, в частности – ст. 159–159.6, 160, 165, 169–199.2 УК. Согласно данным возглавляемого Юрием Чайкой учреждения, их число возросло на 22% – до 234 000.
Рост по ст. 159–159.6 (хищение в форме мошенничества) составил 17,2%·– в районе 165 000 дел, наряду с этим заводятся они далеко не только в отношении бизнесменов. Однако до суда из них доходит только четвёртая часть. Но и тут наблюдается направленность к росту: в первом полугодии 2015 года в судебные органы было передано на 6,6% больше дел, чем за такой же срок 2014 года.
Обстоятельство говорит о том, что дела нередко возбуждены безосновательно, без обязанной ревизии, считает старший адвокат "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Андрей Бастраков: "Вырастает число примеров, когда уголовные дела возбуждаются на третий день после поступления обращения потерпевшего, наряду с этим никаких деяний, нацеленных на установление условий по делу дознаватель не осуществляет, но уже через день после вынесения распоряжения о возбуждении выходит в суд с просьбой о наложении официального ареста на имущество. Потом такие дела или прекращаются, или приостанавливаются по популярному основанию "в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого".
В 83% случаев открытие дела доводит до того, что бизнесмен всецело либо частично теряет бизнес, указывал в ежегодном заявлении Федеральному собранию глава государства Владимир Владимирович Путин.

Дело в суде - оправдательного приговора суда не будет

Первично непременно необходимо принимать в расчет один серьёзный нюанс – сложившая в Российской Федерации практика разбирательства судами дел по экономическим статьям показывает, что, если оно передано в суд, оправдательного приговора суда не будет, уверен адвокат "Хренов и Партнеры" Роман Беланов. Из этого и реалии – потенциальные потерпевшие и обвиняемые силятся урегулировать все вопросы на стадии расследования.
"Сущность вопроса есть в том, что любой обстоятельство регистрации каких-то государственным органом правонарушений по каких-то статье УК не отражает подлинное количество совершенных нарушений, а только говорит о количестве, которое сами правоохранительные органы посчитали необходимым возбудить, – полагает Беланов. – Правонарушения по "экономическим" статьям – достаточно трудная группа дел, в которой грань между правонарушением (с одной стороны) и гражданско-юридическим спором (с другой) тонкая. На принятие решения о возбуждении дела может воздействовать масса моментов. В полной мере могут быть устные установки вышестоящих руководителей на возбуждение большего количества дел, но могут быть и отношенья подателей заявления либо потенциальных подозреваемых с правоохранительными органами".
Сложившаяся практика оспариваний актов показывает, что переубедить в последующем суд либо вышестоящий орган весьма трудно – такие претензии "удовлетворяют с большой неохотой".

Бурная деятельность правоохранителей в кризисное время

Понять, сколько дел из возбужденных согласовано с деятельностью в области предпринимательства, весьма трудно, потому, что их заводят МВД, СКР а также ФСБ, говорит руководитель аппарата публичного омбудсмена по вопросам, связанным с противоправным уголовным следствием бизнесменов, Сергей Таут.
Одной из основных причин роста показателей является кризис в стране, общее обнищание населения и, как расследование, резкая активность правоохранительных органов, убеждён юрист "Забейда, Касаткина, Саушкин и партнеры" Андрей Гривцов: "Дело в том, что кризис понуждает государство урезать затраты, и одним из способов этого является уменьшение чиновничьего аппарата. В связи с этим правоохранители демонстрируют бурную деятельность, искусственно раздувая статистические показатели и делая вид, что основания для урезания субсидирования отсутствуют".
С ним соглашается главный консультант по уголовно-юридическим вопросам "S&K Вертикаль" Владимир Алешин: трудности в экономике, которые обусловлены не только внешними моментами – санкциями и понижением товарооборота, но и внутренними – невозможность получения кредитов и высокие административные преграды, в частности взяточничество, – все это доводит до того, что уровень криминала в среде предпринимателей вырастает.
В случае если в суд передано уголовных дел меньше, чем в прошлом отчетном сроке, это оценивается очень очень плохо и влечет следствия для чиновников, солидарен зампредседателя коллегии адвокатов "Де-Юре" Антон Пуляев. Неприятности с наполняемостью бюджета из-за падения стоимости одного бареля нефти понуждают правоохранительные и контролирующие органы искать методы взимания добавочных поступлений в казну, подводит результат председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнёры" Евгений Корчаго.
Требует помнить и о присутствии порочных практик правоприменения, когда уголовное преследование используется для оказания давления на бизнес-структуры либо имеет цель перераспределить активы организации или полностью устранить ту либо другую компанию с конкретного рынка, адвокат "Князев и партнеры" Артем Чекотов: "Последние громкие уголовные дела – лишнее тому обоснование".
хороший пример возложения ответственности за банкротство учреждений на предпринимателей - туриндустрия: во второй половине 2014 года в одночасье упали десятки туристических компаний. Причины кажутся партнеру "ЮСТ" Сергею Афанасьеву не вызывающими сомнений: падение курса рубля, резкое уменьшение пассажиропотока. "Искали виноватого и нашли. Козлами отпущения были сделаны все те же предприниматели, к тому же как, – удивляется Афанасьев. – Все они привлекаются за обман. Правоохранители избрали их ворами, а экономические условия во внимание не принимаются".

Камбэк "спекуляции"

В начале года глава СК Александр Бастрыкин рассказал в интервью "Российской газете", что число дел, возбужденных по обстоятельствам увиливания от оплаты налогов, увеличилось на 68%. Не отрицает это председатель коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик, акцентируя, что такая практика стала вероятной благодаря облегчению операции: "До 2015 года дело за неуплату налогов возможно было возбудить лишь после начала применения акта налорга, а сейчас для этого достаточно информации, которую дознаватель получил в рамках оперативно-разыскной деятельности".
Полномочный по защите прав бизнесменов в Новосибирской области Виктор Вязовых указывает, что в 2015 году из 170 поступивших ему претензий предпринимателей 19 пришлось на деяния органов дознания и расследования. В 80% случаев уголовные дела возбуждаются, когда бизнесмен вступает во отношенья с бюджетом: исполнение государственных контрактов, неуплата налогов. "Наряду с этим не принимается во внимание то, что при выполнении контрактов должны функционировать нормы гражданского, а не права",·– указывает он, добавив, что в 2014 году ему поступило 16 претензий на деяния правоохранителей.
Бизнес-омбудсмен в Калининградской области Георгий Дыханов со своей стороны сказал, что в 2015 году 22% из 274 претензий бизнесменов было согласовано кроме того с деятельностью правоохранительных органов. Значительно чаще бизнесмены сетовали на безосновательное уголовное преследование и нарушения при доследственных ревизиях.
Связывает рост дел по ст. 159 с широкой трактовкой правоохранителями определения "хищение в форме мошенничества" управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев. Как пример он приводит выдачу займа и предстоящее банкротство должника, что расценивается как причиненный вред. "С таковой практикой скоро возможно будет возвращать статью "Спекуляция", – рассуждает Леонтьев. – Приобрел за 10 рублей, реализовал за 15 – следовательно, причинил вред на 5 рублей".

Взор в будущее

без сомнений, необходимо поднимать опытный уровень работников прокуратуры и милиции, что разрешит уменьшить число ошибочных процессуальных актов, считает Беланов. Во-вторых, нужно жестко бороться со взятками – но на это должна быть твёрдая политическая воля – и "не декларативная, а точная и конкретно отражённая".
"Мне не понятно, как у многих работников правоохранительных органов с заработной платой в районе 100 000 рублей – часы, машины и квартиры за миллионы рублей. Но обстоятельства "посадок за взятки" так и остаются редкостью, а жалко. И это вопрос всего государственного аппарата, а не только прокуратуры и милиции, – подытоживает адвокат "Хренов и партнеры". – Помимо этого, вероятны как разбирательство нормативных инициатив в целях конкретизации "экономических" статей, так и передача права принятия обособленных процессуальных решений от органов расследования судам".
"Захват" бизнеса, решение корпоративных и экономических споров посредством правоохранительных органов продемонстрировали свою результативность, додаёт Афанасьев: "Противостоять этому в условиях не сильный надзора со стороны государственных, публичных и судебных органов очень трудно. А от такого лакомого куска никто отказываться не планирует". Выход из финансового кризиса ему не виден – учреждения будут разоряться, а "кривая" преступности – рваться вверх.

Комментариев нет:

Отправить комментарий